С давних пор индусы доказали, что разум человека способен на многое. Они полагали, что происходящие в жизни перемены были итогом помыслов человека. В думах о нищете и проблемах люди обретали то, на что настроились. На сегодняшний день современная наука считает доказанной целесообразность таких рассуждений. Из этого следует, что каждому человеку следует направлять мысли в нужную сторону.

Методики йогов дают определенные приемы, в основном, медитации, направленные на это. Философы древних времён описывали ум человека с помощью нескольких понятий, в соответствии с его назначением. Манас — функция сознания, направленная на преодоление мнительности. Буддхи — решения и суждения. Понятие «асмита» — это чёткое осмысление своей личности, своего Я. Заключительное понятие — «чите» — внятное применение старого опыта жизни.

Разум — это по сути обширная коллекция мыслей и знаний, а также отголосков опыта прошлых жизней. Когда человек рождается, он становится обладателем опыта прошлых своих рождений. С годами он сменяется на собственный опыт, который он зарабатывает до последнего вздоха. Это нашло свое отражение в учении о карме, где объясняется, что явления в жизни каждого являются следствием его поступков в прошлой жизни, и его разум при рождении заключает в себе опыт из предыдущих рождений. Вот почему необходимо наблюдать за мыслями, которые возникают в голове, и действиями, чтобы к следующему перерождению сохранить по возможности больше опыта со знаком плюс. Йога — то учение, что поможет страждущему человеку в этом.

Йога определяет целых пять факторов, основополагающихся на сознании каждого индивидуума. Выделяются: авидья которая считается неверным пониманием жизни или незнанием своего Я по отношению к другим явлениям. Асмита (Asmita) — эгоизм, возникающий у непросвященных людей. Понятие «Рага» (raga) — переживания и пробуждающаяся память об удовольствиях. Четвертое понятие — Двеша — отвращение к боли. Сложное понятие «Абхинивеша» — страх смерти. Йога описывает действия человека с точки зрения этих функций, и считается, что они присутствуют в человеке с самого рождения. Они делают человека душевно неуравновешенным и импульсивным. Философия йогов объясняет, как очистить от этого свой разум и обрести душевное равновесие.